15:04 РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ БИБЛИОТЕКАРЕЙ | |
22.02.2023 прошло методическое объединение библиотекарей УОСО Ленинского района г. Гродно "Детское чтение - путь к творчеству и успеху: новые возможности социализации и библиотерапии в школьной библиотеке". Тема методического объединения была выбрана не случайно, согласно рекомендациям ИМП " Об организации работы библиотек УО" от 8 августа 2022 года. Основные материалы выступлений докладчиков: 1. «Детское чтение—путь к успеху» Тулаева Елена Леонидовна, заведующая библиотекой, Кравцевич Ирина Ивановна, библиотекарь.ГУО «Гимназия № 5 им. В.С. Короткевича г. Гродно».
Книга и мир видеотехники в жизни ребенка существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека. Современные информационные и телекоммуникационные технологии существенно изменили и продолжают изменять весь образ жизни человека. Еще 20-30 лет назад чтение воспринималось как социальная ценность, наличие домашней библиотеки являлось вопросом престижа, то сегодня и в профессиональных кругах, и в обществе бытует мнение, что чтение как социальная ценность утрачивает свою значимость. При этом снижение интереса к чтению - общемировая тенденция. Детство — такая пора в развитии личности человека, когда закладываются основы дальнейшей жизни, и от того, что получит в свой багаж ребенок, зависит степень его вхождения в современной общество. Детское чтение включает: книги, специально созданные для детей; произведения, отобранные взрослыми для детского чтения, а также специально изданные для детей; «взрослые» книги, «присвоенные» детьми и издаваемые для детского чтения. Содержание, структура детского чтения определяются социально-культурными влияниями среды в узком (семья) и широком (общество) смысле. Представления взрослых о детском чтении иногда не совпадают с тем, что дети читают и хотят читать. Дети подразделяют литературу на желаемую и нет. Они, независимо от пола, тяготеют к фантастике, яркому вымыслу, к динамичному повествованию, сильным характерам. В структуре детского чтения различают также родную и инонациональную литературу, вводящую ребенка соответственно в реалии своего народа, общества, государства и инонациональную культуру. Зачем ребенку читать книги, если есть компьютер, интернет, телевидение? Детей привлекают высокая скорость передачи информации, нарушение ею всяческих границ. Модели обучения современных школьников совершенствуются с каждым днём. Ученые уже вывели математически рациональную теорию интеллекта, которая позволяет в какой-то мере управлять его развитием. Быть умным можно научить. Но математика интеллекта не «включается» без грамматики фантазии. Человечество за всё время своего существования не придумало лучшего способа для развития воображения и интеллекта, чем чтение. Чтение положительно влияет на интеллектуальное и нравственное развитие, способствует взаимопониманию родителей и детей. Интересные, содержательные книги помогают понять законы развития природы и общества, удовлетворяют познавательные интересы, развивают интеллект, формируют эстетический и художественный вкус. Современным детям доступны разные виды культуры — визуальная, электронная, книжная. Однако каждая из них перенасыщена образцами, так называемой массовой культуры — боевиками, триллерами, эротикой и т.п. Детей необходимо не только оградить от низкопробных «творений», но и увлечь полезным чтением, способствующим духовно-нравственному развитию, задающим высокие идеалы добра и красоты, мира и согласия. Первоначальное увлечение чтением закладывается в семье с первыми детскими книжками. Позже становление юного читателя происходит под влиянием воспитателей, учителей, библиотекарей. У ребенка, растущего в читающей семье, ещё до школы формируются и сама потребность в чтении, и первые его навыки. Однако на этом пути его ждёт много препятствий и соблазнов. Но как это сделать? Прежде всего, рядом с ребёнком должны быть умные, авторитетные взрослые, которые могут направлять его читательский и познавательный интерес. В такой роли в разное время или одновременно выступают родители, педагоги, библиотекари. С библиотекой дети знакомятся, учась в 1 классе. С этой целью для них организуются экскурсии в библиотеку, во время которых им рассказывают, что такое библиотека, как стать её читателем, какие есть в библиотеке книги, показывают наиболее интересные из них, обращают их внимание на иллюстрации, читают им небольшой отрывок, рассказ, стихотворение. Систематическое воспитание культуры чтения начинается с записи читателя в библиотеку. В это время обычно проводится беседа, знакомящая читателя с основными правилами обращения с библиотечной книгой. Уже с самого начала следует внушить читателю уважение к книге; нужно, чтобы он на всю жизнь запомнил правила обращения с книгой, разъясненные ему в раннем детстве. С первых посещений библиотеки начинается "нарабатывание" умения выбирать книгу. Большое место в воспитании первых навыков самостоятельного выбора книги занимают индивидуальные беседы. Библиотекарь или учитель расспрашивает школьника, прежде всего о том, что его интересует, что он любит делать в свободное время, о чем хочет читать; затем предлагает попробовать самому выбрать книгу. Постоянные беседы с детьми при возврате ими книг приучают анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о книге и выражают свое мнение: что именно привлекает их в книгах, как воспринимается литературный герой, и какое воспитательное воздействие он оказывает. сайт библиотеки ГУО "Гимназия № 5 им. В.С.Короткевича г. Гродно страницы "Читательские будни", "Лучшие читатели","Семейному чтению - наше почтение!",
Многолетняя практика показала, что книга – это не только источник знаний, как провозглашает известная всем цитата Горького, но и мощное воспитательное средство, воздействующее на душу ребенка и формирующее его личность. Здесь важно все: что читать, с кем, когда и как. Давайте остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.
И, пожалуй, главный аргумент в пользу домашнего чтения: книга, обращенная непосредственно к читателю, несет в себе огромный воспитательный посыл. Как известно, воздействие эмоций на подсознание гораздо эффективнее, чем обращение к разуму. Можно, например, сто раз сказать малышу: «Нельзя дергать кошку за хвост», но так и не достучаться до него. А можно вместе с ним прочитать добрую книгу о животных – и ребенок, рассуждая о прочитанном, сам сделает вывод: «Наших братьев меньших обижать нельзя!» Здесь важно, чтобы это стало его собственным убеждением, потому что пришло к нему через эмоции, вызванные книгой, а не было навязано извне или усвоено под страхом наказания. Затем эти убеждения формируют характер и мировоззрение ребенка, учат отличать добро от зла и помогают ему вырасти полноценной, гармонично развитой личностью, имеющей собственную точку зрения и умеющей ее отстаивать.
2. «Новые возможности социализации и библиотерапии в школьной библиотеке». Грецкая Ольга Владимировна, заведующая библиотекой ГУО «Средняя школа №18 им. Л.М. Доватора г. Гродно» "Библиотерапия" и "Сказкотерапия смотреть /скачать 3. «Библиотечный калейдоскоп»: изменения в документах нормативной правовой базы, библиографические обзоры периодических изданий, деноминация библиотечного фонда. руководитель МО библиотекарей УОСО Ленинского р-на г. Гродно Балуева Инна Владимировна Вебинар "Библиотека в режиме онлайн: новые формы и методы работы" смотреть/скачать презентация "Деноминация библиотечного фонда" смотреть/скачать виртуальный библиографический обзор отсканированные документы смотреть/скачать
| |
|
Всего комментариев: 0 | |