Приветствую Вас, Гость

15:04
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

22.02.2023 прошло методическое объединение библиотекарей УОСО Ленинского района г. Гродно "Детское чтение - путь к творчеству и успеху: новые возможности социализации и библиотерапии в школьной библиотеке". 

   Тема методического объединения была выбрана не случайно, согласно рекомендациям ИМП " Об организации работы библиотек УО" от 8 августа 2022 года.

Основные материалы выступлений докладчиков:

1. «Детское чтение—путь к успеху»

Тулаева Елена Леонидовна, заведующая библиотекой, Кравцевич  Ирина Ивановна, библиотекарь.ГУО «Гимназия № 5  им. В.С. Короткевича г. Гродно».

 

   Книга и мир видеотехники в жизни ребенка существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.

  Современные информационные и телекоммуникационные технологии существенно изменили и продолжают изменять  весь образ жизни человека. Еще 20-30 лет назад чтение воспринималось как социальная ценность, наличие домашней библиотеки являлось вопросом престижа, то сегодня и в профессиональных кругах, и в обществе бытует мнение, что чтение как социальная ценность утрачивает свою значимость. При этом снижение интереса к чтению - общемировая тенденция.

   Детство — такая пора в развитии личности человека, когда закладываются основы дальнейшей жизни, и от того, что получит в свой багаж ребенок, зависит степень его вхождения в современной общество. Детское чтение включает: книги, специально созданные для детей; произведения, отобранные взрослыми для детского чтения, а также специально изданные для детей; «взрослые» книги, «присвоенные» детьми и издаваемые для детского чтения. Содержание, структура детского чтения определяются социально-культурными влияниями среды в узком (семья) и широком (общество) смысле. Представления взрослых о детском чтении иногда не совпадают с тем, что дети читают и хотят читать. Дети подразделяют литературу на желаемую и нет. Они, независимо от пола, тяготеют к фантастике, яркому вымыслу, к динамичному повествованию, сильным характерам. В структуре детского чтения различают также родную и инонациональную литературу, вводящую ребенка соответственно в реалии своего народа, общества, государства и инонациональную культуру.

  Зачем ребенку читать книги, если есть компьютер, интернет, телевидение? Детей привлекают высокая скорость передачи информации, нарушение ею всяческих границ. Модели обучения современных школьников совершенствуются с каждым днём. Ученые уже вывели математически рациональную теорию интеллекта, которая позволяет в какой-то мере управлять его развитием. Быть умным можно научить. Но математика интеллекта не «включается» без грамматики фантазии. Человечество за всё время своего существования не придумало лучшего способа для развития воображения и интеллекта, чем чтение. Чтение положительно влияет на интеллектуальное и нравственное развитие, способствует взаимопониманию родителей и детей. Интересные, содержательные книги помогают понять законы развития природы и общества, удовлетворяют познавательные интересы, развивают интеллект, формируют эстетический и художественный вкус.

    Современным детям доступны разные виды культуры — визуальная, электронная, книжная. Однако каждая из них перенасыщена образцами, так называемой массовой культуры — боевиками, триллерами, эротикой и т.п. Детей необходимо не только оградить от низкопробных «творений», но и увлечь полезным чтением, способствующим духовно-нравственному развитию, задающим высокие идеалы добра и красоты, мира и согласия.

   Первоначальное увлечение чтением закладывается в семье с первыми детскими книжками. Позже становление юного читателя происходит под влиянием воспитателей, учителей, библиотекарей. У ребенка, растущего в читающей семье, ещё до школы формируются и сама потребность в чтении, и первые его навыки. Однако на этом пути его ждёт много препятствий и соблазнов.

    Но как это сделать? Прежде всего, рядом с ребёнком должны быть умные, авторитетные взрослые, которые могут направлять его читательский и познавательный интерес. В такой роли в разное время или одновременно выступают родители, педагоги, библиотекари.

   С библиотекой дети знакомятся, учась в 1 классе. С этой целью для них организуются экскурсии в библиотеку, во время которых им рассказывают, что такое библиотека, как стать её читателем, какие есть в библиотеке книги, показывают наиболее интересные из них, обращают их внимание на иллюстрации, читают им небольшой отрывок, рассказ, стихотворение.

  Систематическое воспитание культуры чтения начинается с записи читателя в библиотеку. В это время обычно проводится беседа, знакомящая читателя с основными правилами обращения с библиотечной книгой.

  Уже с самого начала следует внушить читателю уважение к книге; нужно, чтобы он на всю жизнь запомнил правила обращения с книгой, разъясненные ему в раннем детстве. С первых посещений библиотеки  начинается "нарабатывание"  умения выбирать книгу.

Большое место в воспитании первых навыков самостоятельного выбора книги занимают индивидуальные беседы. Библиотекарь или учитель расспрашивает школьника, прежде всего о том, что его интересует, что он любит делать в свободное время, о чем хочет читать; затем предлагает попробовать самому выбрать книгу. Постоянные беседы с детьми при возврате ими книг приучают анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о книге и выражают свое мнение: что именно привлекает их в книгах, как воспринимается  литературный герой, и какое воспитательное воздействие он оказывает.

сайт библиотеки ГУО "Гимназия № 5 им. В.С.Короткевича г. Гродно

страницы "Читательские будни", "Лучшие читатели","Семейному чтению - наше почтение!",

"Советы родителям".

 

     Многолетняя практика показала, что книга – это не только источник знаний, как провозглашает известная всем цитата Горького, но и мощное воспитательное средство, воздействующее на душу ребенка и формирующее его личность. Здесь важно все: что читать, с кем, когда и как. Давайте остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.

Что читать в семейном кругу?
    Не секрет, что с упразднением цензуры наряду с шедеврами мировых классиков и наших современников в печати стал появляться бесполезный, а то и откровенно вредный шлак. И если мы говорим о семейном чтении, то для него следует выбирать книги особенно тщательно. Это не обязательно должна быть классика – есть много ярких, интересных и талантливых произведений современных писателей и поэтов. Главное условие – они должны быть позитивными и побуждать к размышлениям. И конечно же, следует выбирать книги с учетом возраста ребенка, доступные для его понимания. Иначе вместо удовольствия и позитива ребенок получит унылую скуку и навсегда потеряет интерес к книгам.

Как правильно организовать семейное чтение?
     Пока ребенок маленький, книжки ему читают взрослые. Во многих семьях малышам читают на ночь сказки, и ребенок до такой степени к этому привыкает, что отказывается засыпать, пока ему не прочитают одну из любимых книг. Но вот парадокс: чем старше он становится, тем меньший интерес проявляет к книгам. Казалось бы, научившись читать, ребенок должен сам охотно браться за книги, но порой его невозможно заставить прочитать даже учебник. Почему так происходит?

   Дело в том, что сказка, прочитанная на ночь, подсознательно воспринимается взрослеющим ребенком как атрибут для малышей. Но он-то уже взрослый – в школу ходит! А в другое время родители ему книжек не читали, его впечатлением о прочитанном не интересовались, да и вообще чтение их не привлекало. Откуда же у ребенка появится интерес, если в семье отсутствует традиция семейного чтения? Так что родителям в этом плане необходимо начать с себя, то есть подать ребенку личный пример и создать эту традицию.

   Для этого не стоит хватать книгу в спешке, выкроив несколько минут между бесконечными домашними делами. Лучше заранее выбрать день и время: например, посвятить семейному чтению один из вечеров, когда вся семья в сборе, и никто никуда не спешит.

Как читать книги, чтобы заинтересовать ребенка?
    Пока малыш не освоил грамоту, читать вслух может кто-то из родителей. Главное, чтобы чтение было неторопливым, внятным и выразительным – тогда воображение ребенка будет рисовать яркие картины и запоминающиеся образы. Когда же он научится читать самостоятельно, ему вполне можно поручить эту задачу. Обычно дети, привыкшие к таким импровизированным литературным вечерам, сами проявляют инициативу, а взрослые становятся внимательными слушателями.

    Если книга большая (повесть или роман), не стоит пытаться «проглотить» ее за один вечер – такое семейное чтение лишь утомит и ребенка, и родителей. Можно читать ее по главам в течение нескольких вечеров или остановиться, когда закончится время, заранее отведенное на чтение, например, через 15 или 20 минут.

Почему важно обсуждать прочитанное с ребенком?
   После прочтения книги или ее главы обязательно обсудите прочитанное с ребенком. Поинтересуйтесь его мнением по поводу героев, их внешности, поведения и поступков. Необходимо побудить его к рассуждениям и собственной оценке описанной ситуации. Вовсе не обязательно, что ваши мнения будут совпадать, но именно это и ценно в семейном чтении! Споры, дискуссии, обмен мнениями по поводу прочитанного – все очень важно по нескольким причинам:

 

  • во-первых, сам факт обсуждения на равных сближает семью, делает отношения между родителями и детьми более тесными и доверительными;
  • во-вторых, чтение вслух отлично развивает ребенка интеллектуально, увеличивает его словарный запас, расширяет кругозор, вызывает огромную палитру чувств и эмоций;
  • в-третьих, в процессе обсуждения ребенок учится мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать собственную точку зрения и, что тоже немаловажно, учится соглашаться с доводами других людей и признавать их правоту – все эти качества, воспитанные в семье, очень пригодятся ребенку во взрослой жизни.

    И, пожалуй, главный аргумент в пользу домашнего чтения: книга, обращенная непосредственно к читателю, несет в себе огромный воспитательный посыл. Как известно, воздействие эмоций на подсознание гораздо эффективнее, чем обращение к разуму. Можно, например, сто раз сказать малышу: «Нельзя дергать кошку за хвост», но так и не достучаться до него. А можно вместе с ним прочитать добрую книгу о животных – и ребенок, рассуждая о прочитанном, сам сделает вывод: «Наших братьев меньших обижать нельзя!» Здесь важно, чтобы это стало его собственным убеждением, потому что пришло к нему через эмоции, вызванные книгой, а не было навязано извне или усвоено под страхом наказания. Затем эти убеждения формируют характер и мировоззрение ребенка, учат отличать добро от зла и помогают ему вырасти полноценной, гармонично развитой личностью, имеющей собственную точку зрения и умеющей ее отстаивать.


    Как видите, аргументов более чем достаточно для того, чтобы в каждой семье, где есть дети, возродить старую добрую традицию домашнего чтения. 


2. «Новые возможности социализации и библиотерапии в школьной библиотеке».

Грецкая Ольга Владимировна, заведующая библиотекой ГУО «Средняя школа №18 им. Л.М. Доватора г. Гродно»

  "Библиотерапия" и "Сказкотерапия     смотреть /скачать


3. «Библиотечный калейдоскоп»: изменения в документах нормативной правовой  базы, библиографические обзоры периодических изданий, деноминация библиотечного фонда.

руководитель МО библиотекарей УОСО Ленинского р-на г. Гродно Балуева Инна Владимировна

 Вебинар "Библиотека в режиме онлайн: новые формы и методы работы"    смотреть/скачать

      презентация "Деноминация библиотечного фонда" смотреть/скачать

виртуальный библиографический обзор

отсканированные документы     смотреть/скачать

 

 

Просмотров: 279 | Добавил: Несс | Теги: ИБЦ лицей №1, Детское чтение - путь к творчеству , РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ Б | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0