Творчество мастеров изоискусства неразрывно связано с жизнью, с цепью событий, оказавших влияние на становление их мировоззрения и не могло не отразиться на художественном наследии наших знаменитых земляков.
Сегодняшнему достаточно высокому уровню развития живописи, графики и скульптуры на Гродненщине мы обязаны людям, которые не только сохранили традиции, основы Гродненского изоискусства, но внесли в него что-то новое, свое.
К числу таких замечательных художников Гродненщины можно отнести ТЕРЕБУНА ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВИЧА.Это разносторонний мастер. Он и скульптор, и керамист, и резчик по дереву.
Родился 11 апреля 1946 г. в деревне Нестеняты Гродненской области. Вскоре родители переехали в Сморгонь.
Затем была учеба в СШ№1 г.Сморгонь. В школе и пришло увлечение скульптурой, чему, возможно, способствовало знакомство с самодеятельным мастером из Залесья Александром Ивановичем Живаевым. Приметил способного парнишку самодеятельный художник, дал ему первые уроки мастерства, научил глину формовать, стеку держать. А когда убедился, что мечтает Володя профессиональным художникком стать, заговорил о главном. Искусство -- великий труд. А скульптура – особенный. Но не напугал мальчика этим.
В институт после одиннадцатилетки поступить Владимир не смог. Провалился на экзамене по живописи – сказалось отсутствие школы. А вторую попытку совершил через три года – после армии. И поступил.Для Теребуна первая из истин: художник обязан трудиться. Ведь это не случайность, что первому на отделении Белорусского театрально-художественного института позволили ему воплотить предложенный проект памяти в партизанской деревне Дальве, с людьми сожженной оккупантами, в камне. За эту работу ВладимирТеребун был отмечен премией Ленинского комсомола Беларуси.
Окончив институт в 1973 г, Владимир Теребун переезжает в Гродно. Отныне с этим городом связана вся его жизнь и творчество. Талант мастера многогранен. Он пишет картины, создает композиции из стекла и металла для общественных зданий, деревянные скульптуры в традициях белорусского народного творчества, серию рисунков, выполненных карандашом (цикл «Ракурс»). Владимир Теребун активно участвует в выставках, не раз представляя белорусское искусство за пределами республики: в Москве, Санкт-Петербурге, Шауляе, Белостоке.
В мае 1985 г. в выставочном зале города Гродно проходила выставка областной организации Союза художников БССР «Подвиг народа - бессмертен», посвященная – 40-летию Великой Победы. В экспозиции – тематические работы в живописи, графике, скульптуре, рассказывающие о суровых военных испытаниях, воссоздающие образы героев, сражавшихся за мир на земле В. Теребуна – «Прощание славянки», «Полковой музыкант».
В 1985 г. Владимир Васильевич получает серебряную медаль на ВДНХ СССР за скульптурную композицию «Расстрелянная песня», посвященную чилийскому борцу Виктору Хара.
А в последние годы в мастерской скульптора появились глина и гончарный круг. Владение гончарным кругом, древнейшим и бывалым, который достался В. Теребуну в наследие от уже умершего деревенского мастера, несло для него значение возвратное, почти символическое, которое, известно, не сразу, но неумолимо клонило мастера к самому себе, к прежним творческим замыслам. Из рук художника начали появляться сначала простые деревенские горшки, а позднее их украсили листы, веточки, цветы, которые, казались, вырастают прямо на стенках сосудов. Глиняные горшки и вазы Теребуна, на чьих поверхностях играют отблески первоистоков, были школой постижения формы, созвучной как природным образованиям, так и высоким узорам архаических культур. Все проработки в глине традиционных форм керамики стали, по существу, прелюдиями к творческим темам последних двух лет. Позже сосуды стали приобретать формы человеческого тела, превращаясь в сосуды-скульптуры. Для тех, кто хорошо знает творчество Владимира Теребуна, появление человеческих форм в его мелкой пластике не было неожиданностью. Эти сосуды-тела тесно перекликаются с серией карандашных рисунков художника с изображением обнаженных. С одной стороны их можно рассматривать как зарисовки, подготовительные наброски к скульптурной работе. С другой стороны – как целиком самостоятельные произведения со своим внутренним светом, экспрессией, гармонией – владеющая чертами, что придают настоящую художественную ценность. Их у автора – бесконечное множество, такое же большое и разнообразное, как количество оттенков настроения в различные мгновения жизни. Такая разноплановость самопроявления - отличительная черта настоящей творческой личности. Между тем Владимир Теребун не ограничивается собственно творчеством. Запас его внутренней энергии требует другого выхода. Поэтому, конечно, он охотно занимается общественной, организаторской деятельностью и делает это на протяжении всей жизни. С 1979 по 1987 год Владимир Васильевич был председателем областного отдела Союза художников. Затем – председатель Гродненского фонда свободного современного искусства (1991-1995). В 1989 г. он создает, пожалуй, что первое в Гродно, неформальное объединение художников – кооператив «Рунь», который в 1992 г. трансформировался в Фонд свободного искусства. За пять лет существования обе организации провели 36 художественных выставок.
Много работ Владимира Теребуна находится в Гродно. Это декоративное панно «Пионеры» во Дворце пионеров и школьников, декоративная композиция для бассейна производственного объединения «Азот» и композиция «Парус» возле гостиницы «Турист». Война и мир, история и современность, преемственность национальных традиций, эти темы воплощены в скульптурном комплексе «Эхо», станковых композициях «Летописец», «Жалейка», «Ясь и Янина», «Сымон-музыка», «Детство», «Мы строим», «Дорогами войны», «Непокоренный», «Ушел в бессмертие», «Минута молчания».
Владимир Васильевич является автором композиции из стекла и металла с источником света для детского дома в г. Лида, скульптурных апостолов Петра и Павла для Слонимского костела Святого Андрея, скульптуры Христа для Бернардинского костела в Гродно. Из-под его рук вышли портреты Ю. Гагарина, А. Шидловского, К. Циолковского, К. Лыщинского.
В живописи ( пейзаж) работает с 1996 года.
Работы Владимира Васильевича Теребуна находятся в национальном художественном музее Беларуси, Музее современного изобразительного искусства в Минске, фондах Белорусского союза художников, Гродненском историко-археологическом музее, Сморгонском краеведческом музее.