Приветствую Вас, Гость

     

Библиотека (ИБЦ), как и любое структурное подразделение учреждения общего среднего образования, может стать объектом проверки. Это может быть  мониторинг,   методический выход, изучение представителями местных исполнительных и распорядительных органов внешкольной деятельности учащихся, и др. Так или иначе, но перед любыми такими мероприятиями стоит одна задача - найти ответ на вопрос, как организована работы библиотеки в целом и по отдельным направлениям.

Ниже вам будут даны  рекомендации по усовершенствованию работы библиотек (ИБЦ), которые должны помочь вам в том, чтобы проверка не застала вас врасплох.... Материал составлен на основе анализа недоработок, которые чаще всего встречаются в работе библиотек учреждений общего среднего образования.

1.  Во время проверки не присутствует представитель администрации.​

Независимо от формы проведения и статуса проверки его должен сопровождать представитель администрации вашего УО (если не на всем протяжении, то хотя бы вначале и в конце). Это будет свидетельствовать о внимании руководства вашего УО к библиотечному подразделению (немаловажная материальная поддержка библиотечного работника) и к проверяющим. В то же самое время, при возникновении каких-либо вопросов, их можно сразу решить не месте.

2.  В учреждении образования не представлены в открытом доступе  сведения о работе библиотеки или представлены не в полной мере.

Сведения о режиме работы библиотеки и библиотекаря должны быть размещены при входе в библиотеку и продублированы на общем информационном стенде  в УО (чаще всего на 1 этаже).

3. Во время отсутствия библиотечного работника (учеба, повышение квалификации, временная нетрудоспособность и т.д.) не решен вопрос о доступе к необходимым документам в библиотеке и не представлена информации о сроках отсутствия работника.

Безусловно, библиотекарь - это материально ответственное лицо (МОЛ), поэтому доступ в книгохранилища, к инвентарным книгам и др.  материальным ценностям в его отсутствии невозможен. Но, планы и отчеты работы в отсутствии библиотечного работника должны быть у администрации и при необходимости представлены для изучения. На информационном  стенде целесообразно разместить информацию о сроках отсутствия библиотечного работника.

4.  На видном месте не размещены правила пользования библиотекой.

В библиотеке (ИБЦ), как в любом подразделении, которое оказывает услуги, должна быть информация для потребителя (в нашем случае для читателя, или пользователя). Это правила пользования библиотекой (ИБЦ). Они составляются на основе Типовых правил пользования библиотеками в РБ, утвержденными Постановлением МК РБ от 5 августа 2008 г. № 28 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями  МК РБ от 11 декабря 2008 г. № 45 и от 2 октября 2012 г. № 67). В п.1 Типовых правил отмечено, что они распространяются на библиотеки РБ независимо от их ведомственной принадлежности и форм подчиненности и являются основой для разработки правил пользования библиотекой. Напоминаем, что в соответствии с Постановлением МО РБ от 27 июля №190 " О признании утратившим силу Приказе МО РБ от 27 декабря 1999 г.№768" утратили силу "Положение о библиотеке общеобразовательной школ РБ" и Типовые правила пользования  школьной библиотекой в РБ", утвержденные приказом МО РБ от 27 декабря 1999 г. №768.

5. В папке  нормативных правовых документов (прим. автора: обратите внимание на новое написание слов, вместо нормативно-правовых) и инструктивно-методических материалов.

Папка нормативных правовых актов и инструктивно-методических материалов - это один из показателей компетенции библиотечного работника, его желания быть в курсе последних изменений в библиотечном деле. В такой папке должны быть:

<СМОТРЕТЬ>

Типовым недостатком при ведении подобных папок является хранение там документов, которые утратили свою силу. Очень внимательно библиотечному работнику нужно работать с инструктивно-методическими материалами МО. С одной стороны, это необходимо для информирования педагогических работников, и для определения списания учебной литературы, рекомендованной для использования в образовательном процессе, с другой - именно для комплектования папки. 

Очень полезно перед началом учебного года проводить между библиотекарями сверку руководящих документов и методических материалов.

6.   При требовании определенных документов для изучения библиотекарь предлагает электронные копии.

Опыт показывает, что нередки случаи, когда компьютер не включается и нужные папки не находятся. Поэтому все же целесообразно, чтобы необходимые документы ( планы, отчеты и др.) были на бумажном носителе. Большая часть учреждений образования РБ работает на основе бумажного документооборота. А если во время проверки идут ссылки на электронные версии, то последние должны соответствовать Закону РБ "Аб электронным дакуменце і лічбавым подпісу".

7. Нарушаются установленные нормы ведения документации (использование разнообразных гарнитур и размеров шрифта, отсутствие личной подписи библиотечного работника, грифов согласовано или утверждено).

При работе с документами библиотечному работнику необходимо обратить внимание на нормы, установленные Инструкцией по делопроизводству в государственных органах и организациях РБ, утвержденной Постановлением Министерства юстиции РБ от 19 января 2009 г. №4, среди которых нельзя не отметить следующие:

  • для придания документу юридической силы необходимо наличие среди других реквизитов подписи и грифа утверждения ( п.18);
  • каждый лист документа должен иметь поля ( левое - 30 мм ( 3 см), правое -  не менее за 8 мм ( можно 1 см), верхнее и нижнее - не менее 20 мм ( 2 см).  <смотреть видеоурок, как создать настраиваемые поля в документе>
  • языками делопроизводства и документооборота в РБ являются белорусский и русский язык ( п.69);
  • при наборе текста на компьютере используется гарнитура шрифта Times New Roman не менее 13 пт. Выравнивание текста осуществляется по ширине листа ( п.78). При подготовке документов, представляемых в органы государственной власти, необходим размер шрифта - 15 пт. <смотреть видео, как изменить размер шрифта в документе>;
  • при оформлении документа на двух и более страницах вторая и следующие должны быть пронумерованы. Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа арабскими цифрами, первая страница не нумеруется  <смотреть видеоурок, как нумеровать страницы документа>, <смотреть видеоурок, как убрать номер 1 страницы>. Новую страницу документа не допускается начинать последним неполным рядком абзаца. Абзац должен быть отступом -  1, 25 см. ( п.91)

8.   Планирование работы библиотеки: наличие планов работы на текущий учебный год, их связь с планами работы  УО. Отсутствие оптимальной модели планирования работы библиотеки. Не конкретизируется работа библиотеки во время каникул. В планах работы не в полной мере учитываются актуальные направления внутренней политики РБ, которые  исходят из программных документов.

 Оптимальным для библиотеки учреждения общего среднего образования является наличие общего плана работы библиотеки на текущий учебный год. Но, к началу учебного года библиотекарь может не знать направлений организации воспитательной работы во время  каникул и календарного года (тематика  определяется Приказом Президента РБ). Поэтому по этим направлениям целесообразно в годовом плане работы сделать общие разделы, которые потом будут конкретизироваться в отдельные планы работы по направлениям. Часть из этих направлений отражена на сайте Министерства Образования РБ <смотреть>

 9.   Паспорт библиотеки  <скачать>

10.  Показатели работы библиотеки: количество читателей, посещения, книговыдача, читаемость.

11.   Повышение квалификации библиотекаря (желательно иметь ксерокопии подтверждений о прохождении курсов повышения квалификации).

12.   Наличие в фонде документов на электронных носителях ( медиатека или фонд медиа-ресурсов).

13.   Наличие выделенного фонда справочных и библиографических изданий.

14.   Наличие полного или частичного доступа пользователей к фонду.

15.   Материально-техническая база библиотеки (ИБЦ).

16.  Оформление библиотеки (ИБЦ). Качество наглядности. Реклама.

17.   Ведение документов основного и учебного фондов.